Тренинг по развитию памяти

Развитие образной памяти на занятиях по английскому языку у студентов вузов




Дипломная работа

Факультет психологии

Азаревич Александр



Тезисы.



Актуальность темы: память играет огромное значение в жизни человека, связанного с высококвалифицированным трудом, как ручным , так и интеллектуальным. В этом дипломном проекте особое внимание уделяется тренировке запоминания вербального материала на английском языке в процессе занятия по английскому языку в высшем учебном заведении. Наряду со знаниями языка у студента появляется возможность получить дополнительные навыки без причинения ущерба учебному процессу.



Проблема работы: у людей складывается определённое представление о плохой или хорошей памяти, но мало имеется информации о методиках по развитию памяти. Плохо организованная и мало тренерованная память препятствует развитию вкрбальных навыков коммуникации на занятиях по английскому языку.



Объект работы: динамика развития образной и механической памяти у студентов 1-го курса вузов.



Субъект работы: 10 студентов 1-го курса.



Методика работы: практические занятия, основной упор которых делается на упражнения и приёмы по развитию механической и образной памяти в структуре учебного процесса.



Средства диагностики: исследование памяти проводится перед началом тренинга и после его завершения, используя методику «20 слов», «10 портретов»



Результаты: все участники тренинга по развитию памяти получили положительную динамику. Некоторые участники имели динамику развития памяти 200% - 300% по запоминанию слов и чисел.

Развитие образной памяти на занятиях по английскому языку у студентов вузов

Дипломный проект

Факультет психологии

Азаревич Александр 3АТК

Резюме

Безусловно, память играет огромное значение в жизни человека, связанного с высококвалифицированным трудом, как ручным , так и интеллектуальным. В этом дипломном проекте особое внимание уделяется тренировке запоминания вербального материала на английском языке в процессе занятия по английскому языку в высшем учебном заведении.

Общеизвестно, что одна из целей занятия, как в школе, так и в вузе, является развитие определённых навыков. В этой работе ставилась задача развития способности быстрого и эффективного запоминания как вербального, так и невербального стимульного материала при помощи мнемических и эйдетических методик запоминания. При этом педагоический процесс усвоения текущего материала не прерывался, а наоборот становился более эффективным за счёт снижения монотонии занятия, так как применялся игровой метод выполнения упражнений.

Существует стереотип, что со временем процессы памяти замедляются – соответственно память становится слабее. По сути своей нельзя утверждать, что у данного индивида плохая или хорошая память, можно лишь констатировать о способности данного индивида структурировать модель запоминания исходя из особенностей своей памяти. Исходя из особенностей памяти человек может выбрать самый оптимальный вариант запоминания стимульного материала. Задача данной работы почочь осознать индивиду возможности своей памяти и показать упражнения по развитию памяти в действии на занятиях по английскому языку.

Дипломный проект ориентируется на взрослых людей, изучающих английский язык по 2 часа 2 раза в неделю и имеющих значительную интеллктуальную нагрузку (на студентов 1-го и 2-го курса высшего учебного заведения), а также на людей, которые имеют сложности в усвоении лексики иностранного языка.

Проблема: Как у людей складывается определённое представление о плохой или хорошей памяти?

Объект работы: Динамика развития образной и механической памяти у студентов 1-го курса вузов.

Субъект работы: 10 студентов 1-го курса.

Время занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа (всего 24 часа).

Методика работы: практические занятия, основной упор которых делается на упражнения и приёмы по развитию механической и образной памяти в структуре учебного процесса.

Средства диагностики: исследование памяти проводится перед началом тренинга и после его завершения, используя методику «20 слов», 20 двузначных числительных, 10 имён и фамилий.

Результаты: По средним результатам группы память, исследованная по методике «20 слов», получила динамику развития с 46% до 79%. Тренировка памяти оказалась по результатам самой успешной только, работая с отдельным словами. Работа была успешной только с простой, не связанной со специальной терминологией лексикой. Выполняя упражнения с терминологией, автор столкнулся со значительными трудностями имеющими объективные причины. Одна из них – неподготовленность аудитории к декодированию материала на английском языке ввиду отсуствия фоновых знаний. Работать с общей лексикой английского языка эйдетическим методом можно и можно иметь положительную динамику развития памяти у мотивированного студента. У двух респондентов была динамика развития успешности запоминания отдельной лексики родного языка фактически около 300%, а чисел – около 200%.

Далеко не каждый индивид обладает хорошей механической памятью. На занятии преподаватель даёт задание усвоить некоторый объём лексического материала, очень часто не обеспечивая объективными предпосылками к усвоению материала. В результате способный студент не справляется с академическими трудностями и вынужден прекратить занятия. В этом не заинтересован ни студент , ни вуз. Чтобы разрешить эту дилемму студенту можно предложить тренинг по развитию памяти, а потом у него появятся объективные предпосылки к успешному усвоению академического материала не только по английскому языку, но и по другим предметам. Единственное, что студенту нужно знать – это свой ведущий канал восприятия материала и работать на него, а не зубрить слова и терминологию. Используя эйдeтическую методику запоминания лексики, можно значительно усовершенствовать процесс изучения не только иностранного языка, но и других предметов. Результаты данного тренинга показали, что отдельные студенты смогли улучшить результативность запоминание стимульного материала на 100% и более. В усвловиях занятий по иностранному языку можно тренировать очень важный навык для менеджеров – память на фамилии и лица, причём без срыва усвоения програмного материала.

No comments:

Post a Comment