Как можно помочь ребёнку усвоить иностранный язык

Повторение - мать учения. А отец ?– здоровый образ жизни.




Современная методика преподавания иностранных языков основывается на непроизвольном внимании. Для развития навыков устной речи эта методика работает достаточно успешно. Дети, практически ничего не делая дома, могут получить категорию С (6 – 7 баллов) на экзаменах, если имеют хорошую механическую память на вербальный(словесный) материал (дочь автора «Белеет парус одинокий …» выучивала за 12 минут). А если нет, то категорию D (4 – 5 баллов) (Бывший ученик уже заканчивает докторантуру). В процентном отношении категорию В, А (8,9 - 10 баллов) имеют около 5 % выпускников.

Основная причина низких оценок, при сравнительно приемлемом уровне устного владения языком является низкий объём пассивного лексического материала, то есть слова, которые можно понять из контекста. Эта способность учащегося зависит от интеллекта (эвристического мышления, когда слово спонтанно появляется в сознании в результате работы интуитивного мышления в форме эврики) и общей эрудиции, начитанности (слово «променад» в русском языке широко использовалось в 19 веке, а сейчас у многих молодых людей не вызывает каких-либо ассоциаций).Безусловно такие упражнения –угадывания , а не гадания на кофейной гуще, развивают мышление человека, изучающего иностранные языки, и хорошие фоновые знания также помогают в языковой догадке при понимании текста.

Считается, что человеку нужно знать около 4000 слов, чтобы начать читать художественную литературу в оригинале. Для того, чтобы объяснить любое явление в жизни, достаточно знать 2000 слов. Именно на базе этих слов даётся объяснение всей лексики англо-английских словарей. Разница между 2000 и 4000 слов - и есть разница между категорией D и А на экзаменах. Современная программа средней школы даёт только тематику лексики, а не объём. Всё это должен составить учитель, что фактически не является его работой. Одному человеку за лето написать планы уроков по новой программе очень сложно, если есть достаточный опыт, а если его нет, то невозможно.

4000 наиболее употребительных слов дают 92,5% всей лексики общего языка, исключая специальную терминологию (одна органическая химия даёт 250 тыс.терминов). Если человек выучит ещё 4000 слов, то есть будет знать 8000 слов, то в процентном отношении это даст всего 94% всех слов. Нагрузка большая, а результат несущественный. Всего 1,5%. Поэтому имеет смысл конкретизировать программу по усвоению лексики и ограничить её 4000 словами. Если учащийся может дать одно из значений любого слова из этого списка без контекста, то можно считать, что слово усвоено.

У каждого человека внутренний духовный мир индивидуален, и поэтому из всех значений слова, которые входят в словарную статью, запомнится легче то, которое по духу ближе ученику, а не учителю. С этим явлением нужно считаться, когда изучается лексика по частоте употребления стоящая после 2000 слов. Если учащийся выбирает табуированное (ругательное) значение слова, а не какое-то другое, то это проблема окружающей среды. Для взрослой аудитории при изучении грамматики на лексическом материале,имеющим ярко выраженную сексуальную окраску, результаты были весьма примечательными.





Проблема усвоения лексики заключается в том, что в общей модели среднего образования (3 – 4 класс по 2 часа в неделю; 5 – 12 класс по 3 часа в неделю = 100 уроков в учебный год) и в учебниках не предусмотрено сквозное повторение лексики, которая изучалась в прошлом, позапрошлом году или несколько лет назад.

Если первые по частоте употребления 1.5 тыс слов, встречающиеся в текстах всех классов, усваиваются успешно (категория D), то остальная лексика усваивается только теми, у кого хорошая механическая память на слова. Ребёнок подготовился к контрольной, написал её и через год, наверняка, забудет трудные слова. Вся работа насмарку, если ребёнок не читает литературу на английском. Русские, английские, латышские тексты – слишком большая вербальная нагрузка на ребёнка. Остаётся простая народная методика изучение лексики иностранного языка – метод поэтапного повторения слов в течение 10 лет в школе. Каждый год даёт 100 уроков английского языка. Каждый урок ученик имеет цель усвоить 4 слова. По современной методике ребёнок должен усвоить в непроизвольной форме запоминания на уроке, а если ребёнок часто болеет, то такая методика не работает. Если учитель спланирует 4 слова на каждый урок в течение всех 1000 уроков за 10 лет, то родители смогут проследить усвоение ребёнком лексики, даже если очень много пропусков. Менять школьную методику преподавания не имеет смысла, а вот задействовать родителя в учебном процессе имеет смысл. Только родитель может индивидуально подойти к своему ребёнку.( Например, у автора дочь могла выучить Белеет парус одиноко.... за 12 минут, а сыну, чтобы выучить 10 слов требовалось 1 час)

Итак, домашнее задание на каждый урок - 4 слова текущего урока + 4 слова на повторение, которые были в прошлом году по номеру этого же урока, +4 слова позапрошлого года = 12 слов, как домашнее задание, которые нужно спросить родителю. За неделю получается 12 новых слов + 24 слова на повторение. Итого 36 слов, которые будут на еженедельном тесте по лексике. Родитель каждую неделю получает обратную связь о результате труда за неделю как ребёнка, так и родителя. Подписывает контрольную ребёнка и возвращает учителю. Учитель видит заинтересованность родителя в достижении цели. Таким образом ученик мотивируется подписью родителя.

Цель конкретна. Слова надо выучить. Как ? Это совсем другой вопрос. Существуют психологические тренинги по развитию памяти. На них ребёнка можно научить запоминанию без зубрёжки. Единственное, на что следует обратить внимание, так это на продолжительность тренинга. Интенсивные тренинги для ребёнка не будут эффективны в полной мере.

Учебными планами не предусмотрено время для этих еженедельных контрольных, хотя некоторые учителя уделяют этой работе 10 минут учебного времени каждую неделю, и имеют хороший результат. Но не все учителя имеют достаточный опыт работы, а главное материальную мотивацию к дополнительному труду. Выделить 400 слов из текущего материала – трудоёмкий процесс, и за него нужно платить. Учитель может взять 1 дополнительное занятие в неделю. Оплата - как за сверхурочную работу, то есть, в 2 раза больше, чем почасовая ставка учителя соответствующей квалификации. За бухгалтерскую работу бухгалтеру можно выделить 10% из этой суммы и директору школы за управление этим процессом. Суммы здесь не будут большими. Все действующие лица (родитель, учитель, бухгалтер, директор) мотивированы к труду. Родитель даёт заказ. Учитель



исполняет и получает определённое вознаграждение. Заинтересованность всех сторон налицо. Здесь нет никакой реформы образования, а лишь только наведение определённого порядка в учебном процессе. У родителя есть выбор участвовать в учебном процессе активно и платить дополнительно за дополнительный труд учителю или жить по-старому.

Есть ещё одна форма взаимодействия родителя и учителя. Каждый учитель даёт примеры месячных контрольных работ заучу. Если родитель будет иметь тематику контрольных работ в начале года у себя дома, то сможет проконтролировать подготовку к контрольной работе. То есть, помочь ребёнку или найти человека, который это сможет сделать. Это не обязательно профессиональный учитель, хотя профессионалу это будет сделать легче. Ребёнок пишет контрольную дома самостоятельно, а в классе пишет второй раз, но ,конечно, текст контрольной будет изменён. Тематика будет та же самая. Здесь нового ничего нет. Обычно учитель повторяет материал перед контрольной. Но индивидуальный подход к ученику родителю проводить сподручнее. Родитель получает обратную связь с ошибками на листе с контрольной, подписывает контрольную,и ученик возвращает контрольную учителю. Тем самым осуществляется мотивация к написанию контрольной. У родителя есть мотивирующие инструменты такие, как карманные деньги ученика, свобода передвижения в субботу и воскресенье. Сейчас, когда мне приходится подписывать дневник ребёнка с двойками, я не вижу конкретного результата ребёнка, с котрым я бы мог работать и помочь своему ребёнку.

В дополнение к еженедельным контрольным по словам можно добавить пересказ текста один или 2 раза в месяц. Ребёнку нужно просто выучить текст и пересказать его в писменной форме, не обращая внимание на орфографию и грамматику. Главное, чтобы был набор мыслей в формате данного текста. Наличие их родитель может увидеть, когда подписывает лист с контрольной. Хочет ребёнок или не хочет, 2 раза в месяц ему прийдётся выучить пересказ текста. Здесь не идёт речь о какой-то методике, а лишь о том, как заставить ребёнка выучить текст. Контроль результата и мотивация ученика в руках родителя. Навыки спонтанной устной речи развиваются на уроке, навыки монологической речи дома. Лиш бы была палка у родителя, как мотивировать ребёнка. Здесь автор высказал своё личное мнение как родитель, учитель (17 лет педогогического стажа), вузовский преподаватель, психолог по второму образованию и человек, который взял самоучитель английского языка в 7-м классе и работает с ним до сих пор.

В 20-х годах прошлого века Эбингаузом были выработаны рекомендации по алгоритму повторения учебного материала. К его исследованиям можно подходить критически. Он использовал в своих исследованиях запоминания совершенно бессмысленный вербальный материал, который испытуемые должны были запомнить, используя способности к механическому запоминания. Вся фишка заключается в том, что работая по определённому алгоритму материал остаётся в долговременной памяти, а без него, работая без системы, материал уходит из памяти. Им была предложена следующая схема ввода учебного материала в долговременную память.

1. повторение через 5 – 6 часов. В учебном процессе в школе ученик должен закрепить новый материал , выполнить домашнее задание в день данного урока. Здесь важна роль родителя, чтобы проследить за этим процессом.

2. повторение через сутки. На следующее утро родитель спрашивает слова, которые относятся к данному уроку и слова на повторение, которые будут включены в недельную контрольную.

3. повторение через 3 суток. В советской системе было 2 урока в неделю иностранного языка, правда, не всегда был этот промежуток между уроками.

4. повторение через 2 недели. Обычно учитель давал самостоятельную работу через 2 недели занятий.

5. повторение через 6 недель. Это уже контрольная работа.



Как можно увидеть в советской системе образования использовался этот алгоритм. Студенты получали 2 занятия в неделю, и преподаватель мог вовремя повторить материал и иметь соответствующий результат.

Для изучения лексики иностранного языка обычно используются так называемые flash cards. Это карточки, с одной стороны которых написано слово на английском языке. А с другой стороны 4 предложения из англо-английского словаря с этим словом и его перевод. Причём сам учащийся выбирает предложения, которые ему нравятся больше всего. Слово стирается из предложения и при повторении учащийся прочитывает эти предложения, используя данное слово. Так это слово повторяется 4 раза. После прочтения 4 предложений можно спонтанно попробывать свои собственные предложения.

На отдельной панели укрепляются 100 карманов. Чтобы их изготовить можно взять полосу материала, сложить вдвое и прострочить, отделив, скажем, 10 карманов на одной полосе. И уже потом укрепить10 полос по 10 карманов на общей панели. Все карманы пронумерованы по номеру урока. Каждый урок ученик получает 4 слова. Вечером после уроков готовятся 4 карточки и кладутся в карман соответствующего урока 10 лет. 40 карточек в кармане. Каждый урок можно повторять все слова, которые были в предыдущих классах, и находятся в одном кормане. Если что-то не выучили в один год, в другой год можно восполнить этот пробел. Весь материал будет в текущей контрольной и родитель будет подписывать её результат. Каждую неделю разговор с родителем по конкретному материалу и нет проблем с вечным вопросом.Что задано? Весь поурочный материал получается в начале года и используется даже тогда, когда учитель болен, и урок срывается.

Панель устанавливается на видном месте в комнате ребёнка и повторять слова можно в любое время дня. Можно обратить больше внимания, если результаты недельной контрольной оказываются не слишком блестящими.

При изучении иностранного языка всегда есть слова, которые запоминаются с трудом, поэтому имеет смысл завести ещё один карман для трудных слов, и класть туда копии карточек трудных слов.

Эту методику можно использовать при изучении языка самостоятельно. Карточки с новыми словами заполняются и делается несколько копий. Язык изучается с понедельника по пятницу активно, то есть карточки заполняются и кладутся в карман. Копии кладутся в соответствующие карманы. Через 3 дня по текущему календарю или в ближайшие к этому промежутку времени дни. Если активно учить 5 дней в неделю, то легко считать промежутки в 2 недели, в 6 недель. Поэтому каждую карточку копируют 3 раза и раскладывают в соответсвующие карманы. Когда приходит время мы не забудем повторить нужный материал.



При использовании данной методики, когда мы готовим карточки у нас включается дополнительный канал восприятия слова (кинестетический (двигательный) и чувствительный) Мы запоминаем слово через движение рук и прочувствование пальцами бумаги карточки через ассоциации, которые всплывают при декодировании слова. Эта методика важна для тех, кто жалуется на отсуствие способностей к усвоению языков, жалуется на отсутствие внимания, и как результат, на отсуствие хорошей памяти на вербальный материал. Один из самых простых способов повлиять на успехи в

усвоении иностранного языка, это пройти Wellness test, увидеть свой образ жизни со стороны, что-то изменить в нём и в своём питании и тем самым поправить своё здоровье. Хорошее здоровье, то есть, энергичность , жажда жизни может способствовать концентрации внимания. Это возможно также при правильном использовании Wellness продуктов.

Родитель. Помоги ребёнку заниматься правильно и систематически. Эта методика может также развивать навыки устной речи, но это творческий процесс и требует особых, достаточно простых схем применения.
Лучший метод работы со своим ребёнком - это через гувернёра по бартеру. Это когда вы идёте к соседу, а сосед идёт к вашему ребёнку и выполняет функцию управляющего учебным процессом ребёнка, то есть поспрашивать слова, дать диктант и проверить ошибки, заставить ребёнка прочитать текст и ответить на вопросы. Матери и отцу трудно выполнять функцию гувернёра, так как ребёнок воспринимает прежде всего родителя, как родителя, а не как учителя, а когда этот же родитель приходит к соседскому ребёнку, то он уже становися учителем по статусу и перед ним уже нельзя кривляться и упрашивать сделать диктант позднее и т.д.

Если у кого-то возникнут вопросы, с автором можно связаться по телефону и встретиться в кафе “Шатл” на углу улиц Пернавас 43 и Стадиона в районе Деглавского моста.



Преподаватель английского языка, Wellness-консультант, психолог

Александр Азаревич







моб. тел. 371-25556981

azareval@apollo.lv